17.04.2024

Возвратить из плена забвения

Назад….

«Каждый год на нашем Воскресенском кладбище мы теряем сотни, если не тысячи могил — их становится невозможно идентифицировать,— рассказывает руководитель молодежного отдела Саратовской епархии, настоятель храма Страстей Господних г. Саратова священник Кирилл Петрович.— Разрушаются надгробия, стираются надписи — и захоронение уже неузнаваемо»

Время уничтожает не только памятники, но вместе с ними и саму память о людях, здесь упокоившихся. Поэтому название — «Имя твое через века» — для волонтерского проекта по изучению и приведению в порядок старейшего некрополя Саратовской области — Воскресенского кладбища — было выбрано не случайно. Добровольцы не только проведут поэтапную очистку территории кладбища от деревьев и мусора и создадут единый реестр сохранившихся памятников, но и вернут обществу забытые имена людей, оставивших свой след в истории нашего края. В этом году проект получил поддержку Фонда президентских грантов.

— До следующего года надпись на этом памятнике вряд ли доживет, — помощник руководителя проекта, священника Кирилла Петровича, Даниил Юшков показывает на надгробие с надписью: «Профессор юридического института Александр Александрович Алексеев (24.01.1876 — 4.12.194X)». Памятник тесно зажат между стволами деревьев, вокруг густо зеленеет молодая поросль. Надпись на камне практически полностью облупилась: четко видны только фамилия усопшего и годы его жизни, и то последняя цифра стерта. Там, где должна быть фотография, — пустой обрамленный овал и гвоздик посередине. Из небольшой статьи в «Википедии» узнаем, что был такой русский правовед — Александр Александрович Алексеев, профессор Юрьевского (ныне Тартуский университет в Эстонии) и Варшавского университетов, и что его судьба после 1924 года неизвестна.

Первая акция проекта прошла 20 июня: волонтеры начали очищать от мусора и деревьев участок № 31. Определить масштаб предстоящих работ пока очень трудно, но достаточно лишь стоя на одном месте оглядеться вокруг себя, чтобы понять — дел предстоит немало. Прорубать приходится буквально каждый шаг. Думается: «Да сюда целый полк нужно приводить!». Однако перед этим в прямом смысле лесом стоит лишь горстка людей. Им бы, наверное, развернуться и уйти — «куда мы на такое вдесятером с одной бензопилой» — и осуждать бы никто не стал. Но они даже не думают отступать. И не рассуждают, с чего бы начать, сколько времени это займет, а вот если бы… Просто берут и делают: мужчины спиливают и выносят деревья, женщины помогают выносить небольшие ветки, убирают мусор и заросли дикого винограда.

Освобождаются из плена деревьев могилы — одна, вторая, третья — и возвращаются из плена забвения имена. «Здесь покоится тело Веры Алексеевны Палениной, жены ветеринар. врача, 53 лет, скончавшейся 7 июня 1910 года в г. Сочи. Мир праху твоему!»; «Статский советник Тимофей Григорьевич Седаков, род. 11 февраля 1835 г., сконч. 28 сентября 1904 г.», «Алефиренко Михаил Петрович. 1876–1949». Рядом с последней табличкой две фотографии: на верхней — средних лет мужчина в рясе и с крестом, рядом с ним стоит женщина в длинном платье; на нижней — он же, только борода уже седая. Оказывается, это могила священника Михаила Алефиренко, который служил в храмах Покровска (Энгельса), а в 1929 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Северный край с конфискацией имущества. Реабилитировали отца Михаила посмертно, в 1989 году.

— Больно видеть, как могилы становятся безымянными, — говорит Даниил Юшков. — Хочется спасти хотя бы то, что еще сохранилось. После того как очистим несколько рядов от деревьев и мусора, мы фотографируем памятники вместе с оградами. Памятники гораздо быстрее приходят в негодность, поэтому в дальнейшем будет шанс идентифицировать захоронение хотя бы по ограде.

Добровольцы молодежного отдела Саратовской епархии занимаются уборкой на Воскресенском кладбище уже несколько лет. В этом им помогают представители православно-исторического общества «Возрождение».

— Хочется не только навести здесь порядок, но и серьезно повлиять на то, что сейчас происходит с кладбищем, — поясняет руководитель проекта «Имя твое через века» священник Кирилл Петрович. — Оно в запущенном, прискорбном состоянии, никто не знает точно, кто на нем похоронен и тем более где. Максимум, что может сказать администрация, — это номер участка, и даже имея его, найти конкретное захоронение очень трудно. Участки большие, как проходят границы между ними, тоже не всегда понятно. Мы с администрацией в этом направлении тоже работаем — важно определить границы участков и восстановить все указатели.

Проект рассчитан на полтора года, до конца 2021‑го. За это время планируется провести перепись сохранившихся могил на исторических участках кладбища и на основе этого создать базу данных.

— К сожалению, кроме нас, этим больше никто не занимается, — продолжает отец Кирилл. — На акции собирается 10–20 человек, большинство из них — прихожане саратовских храмов. Надеюсь, со временем к нам присоединятся и нецерковные люди.

Воскресенское кладбище было действующим более 140 лет — его основали в 1836‑м, а закрыли в 1979 году.

— Здесь были похоронены саратовцы, внесшие большой вклад и в жизнь нашего города, и в историю всей страны, — рассказывает краевед Валерий Теплов. — Многие старые могилы были утрачены в советское время, когда была уничтожена трехпрестольная Воскресенская церковь с существовавшим под ней склепом. На ближайших ко входу, «престижных» участках на месте существующих могил производились новые захоронения. Дореволюционные памятники перелицовывались — имена просто срубались, рушились ненавистные для безбожной идеологии кресты. Поэтому места погребения многих выдающихся людей сейчас найти крайне сложно, если вообще возможно. Но этот проект позволяет надеяться, что какие-­то имена будут возвращены.

Валерий Теплов — куратор работ по уходу за могилами священнослужителей, похороненных на этом кладбище. Этим уже давно занимаются саратовские приходы.

— Многие имена замечательных пастырей связаны с этим некрополем — некоторые погребенные здесь пострадали за веру Христову в годы гонений на Церковь, — продолжает Валерий Владиславович. — Благодаря нашим добровольцам стали известны новые места захоронений монахинь и священнослужителей — только в прошлом году были найдены могилы протоиерея Сергия Волковского (1866–1935) и протоиерея Михаила Протасова (ок. 1857 — после 1930 г.). Приведение в благообразный вид могил на Воскресенском кладбище — деятельная милость к усопшим, и это благородное дело душеполезно для тех, кто занимается такой работой. Ведь те, кто покоится в этих могилах, не могут воздать никакой вещественной награды за такой труд — и исполняются слова Спасителя о бескорыстии: благотворите… не ожидая ничего (Лк. 6, 35). Уход за заброшенными могилами может отрезвляюще действовать на трудника, поскольку побуждает задуматься о скоротечности земной жизни и о собственном пути в этом мире. Если проект интерактивной карты кладбища будет реализован, это станет подспорьем для всякого, кто интересуется генеалогией своего рода, радеет о сохранении исторической памяти. Надеюсь, что такое важное для общества совместное дело найдет отклик у жителей нашего города, и они пожертвуют толикой своего времени и присоединятся к добровольцам.

Акции проходят три раза в неделю: по средам (18:00–20:00), субботам и воскресеньям (12:00–15:00). О своем желании принять участие в проекте нужно предварительно сообщить по телефонам 8–937–225–78–16 или 8–927–163–01–52.

Газета «Православная вера» № 12 (656), июль 2020 г.

[Яна Степанова]

Назад….

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *