Есть что-то символичное в том, что один из последних построенных в Саратове накануне революции храмов был посвящен именно Рождеству Христову. В этом — словно какое-то обещание… После десятилетий поругания, разрухи и духовного опустошения, на этом месте вновь затеплился огонек надежды, веры, усердия и созидания — как когда-то в темной и холодной пещере под Рождественской звездой.
Клирик храма Рождества Христова иерей Максим Плякин рассказывает об истории храма:
— Он строился в те годы, о которых у нас почти не сохранилось официальных архивных данных. Последняя опись саратовских храмов проводилась в 1912 году — а этот храм был построен позже. Первые упоминания о необходимости строительства церкви для железнодорожников относятся к 1896 году, в 1898 году начался сбор пожертвований. Очень длительные бюрократические проволочки с отводом земли привели к тому, что разрешение на возведение храма было получено лишь в 1909 году, и он оказался одним из последних — если не последним — саратовским храмом, полностью законченным до октябрьского переворота.
Первая Литургия в новом храме была совершена 27 марта 1918 года, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери. Этот праздник и сегодня особенно почитается клириками и прихожанами Христорождественского храма; в этот день здесь совершается праздничное богослужение. Первым настоятелем храма был священник Виктор Руднянский, прослуживший в храме до его закрытия в 1934 году.
— Старые прихожанки вспоминали, что, когда храм закрывали, не обошлось без насилия: был убит церковный сторож, а храм разгромлен и разграблен,— рассказывает отец Максим.— Настоятель, отец Виктор, был арестован и приговорен к длительной ссылке, диакон — отец Павел Вертешов — после двух арестов был казнен в 1938 году.
Срок заключения отца Виктора заканчивался в 1942 году, но к этому времени его здоровье уже было сильно подорвано. Недалеко от Саратова (он возвращался домой по Волге на пароходе) священник умер от сердечного приступа, не дождавшись встречи с родными… Сохранилась его могила на Воскресенском кладбище. Прихожане ухаживают за ней, клирики храма совершают панихиды.
После закрытия храма здание обезобразили до неузнаваемости. Были снесены колокольня и купол, внутреннее пространство перекрытиями разделили на этажи, этажи — на комнаты. Какое-то время в здании была библиотека, потом — поликлиника, а потом в нем располагался кожно-венерологический диспансер. Обветшавший фасад, мужчины и женщины в застиранных больничных халатах с сигаретами, а то и бутылками в руках… Таким было это место на закате безбожных лет.
С середины девяностых годов прошлого века верующие буквально сражались с городскими властями за то, чтобы вернуть здание Церкви.
— Дело осложнялось тем, что в последний официальный реестр храмов города храм в честь Рождества Христова не был включен — на тот момент он еще не был достроен,— рассказывает отец Максим, — поэтому было непросто доказать, что это здание принадлежало Церкви. В связи с этим хотелось бы добрым словом вспомнить Ольгу Константиновну Пудовочкину, глубоко верующего человека. Много лет проработала она в Государственном архиве Саратовской области. Ей удалось найти документальные подтверждения того, что данное строение — именно храм.
Здание было возвращено Церкви в 1999 году в аварийном состоянии: еще в начале девяностых в нем произошел сильный пожар, после чего строение стояло фактически бесхозным. Начинать работу по восстановлению пришлось с демонтажа обгоревших балок и выгоревших перекрытий. Разрабатывал проект реконструкции назначенный в 2003 году настоятелем храма ныне покойный протоиерей Владимир Горюнов — строитель по первому образованию. Работы осложнялись тем, что дополнительные внутренние перекрытия, не предусмотренные первоначальным проектом, расшатали несущие конструкции здания, а прорубленные в кирпичной кладке окна уменьшили надежность стен: в их щели и трещины можно было вложить ладонь.
— Часть стен пришлось выкладывать заново,— вспоминает отец Максим.— По сути, полностью «родными» здесь остались только несущие колонны. Когда строилась колокольня, то под нее, хоть она и составляет единое целое с храмом, делали отдельный новый фундамент, «задавливали» сваи. В общем, пришлось идти на многие инженерно-технические ухищрения, проявлять смекалку и изобретательность.
Приснопамятный отец Владимир Горюнов успел увидеть заново отстроенную колокольню. После его кончины восстановление храма продолжил новый настоятель храма — игумен Тарасий (Владимиров), ныне Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий. Была перестроена алтарная часть храма, установлены конструкции сводов передней части храма, восстановлены барабан и купол.
Храм в честь Рождества Христова постепенно приобретает свои первоначальные черты. Закончить реконструкцию предполагается к лету нынешнего года. Предстоит завершить ремонтно-строительные работы, а также решить проблемы гидроизоляции (дело в том, что когда-то улица Новоузенская, на которой выстроен храм, была руслом небольшой реки; грунт здесь плотный, очень плохой отток вод — а храм расположен под откосом, по которому стекают талые и дождевые потоки). В планах — установка нового иконостаса, роспись стен, обустройство отдельного помещения для воскресной школы…
Впереди еще немало трудов, но главное уже произошло: в храме сложился приход и идет полноценная приходская жизнь. Постоянных прихожан сотни. Это их трудами сегодня благоукрашается храм. Многие иконы на стенах храма — дар приходу.
— Вот эту большую икону святого Иоанна Оленевского пожертвовали наши бывшие прихожане (сейчас эта семья уехала из Саратова) в память о произошедшем чуде,— рассказывает священник.— У них долго не было детей, и врачи не давали супруге ни единого шанса стать матерью. Муж и жена ездили к мощам пензенского святого, просили его молитвенного ходатайства — и вскоре у них родился первый малыш, а несколько лет назад, на Рождество, второй. Вот такое чудо — Рождественское!
Позже в Христорождественский храм из Пензенской епархии была передана частица мощей святого Иоанна Оленевского. Еще одна из пожертвованных храму больших икон — образ Божией Матери «Всецарица» — точная копия чудотворной иконы, что находится в Новоспасском монастыре в Москве. Многочисленные украшения, которые оставляют благодарные люди у иконы,— свидетельства случаев исцелений, которые Господь являет по молитвам у этого образа.
…Недавно назначенный настоятелем Христорождественского храма протоиерей Владимир Пархоменко уже торопился на вечернюю службу, и я не стала задерживать его своими вопросами. Мы немного поговорили прямо во дворе храма. Я узнала, что батюшка собирается продолжить традицию, положенную Епископом Тарасием в годы настоятельства на этом приходе,— устанавливать на улице, рядом с храмом, большой Рождественский вертеп. Каждый год жители окрестных домов вместе со своими детьми приходят сюда — посмотреть на живых козлика, курочку и кроликов, мирно расположившихся рядом со Святым Семейством. Как и прежде, с грохотом и скрипом проезжают мимо трамваи, открывая свои двери прямо напротив ворот храма. Как и прежде, вокруг — все тот же унылый городской пейзаж, изгиб рельсов и серый асфальт дороги. Но что-то определенно изменилось здесь за последнее десятилетие. Сотни жителей района — простаков и мудрецов, детей и стариков — пошли на свет Рождественской звезды.
Елена Гаазе
Газета «Православная вера», № 1 (453), январь, 2012 год