Там похоронены наши новомученики
Неоплатный долг
Память праведного
2 августа, в день кончины епископа Вениамина (Милова), к его могиле на Воскресенском кладбище Саратова в течение всего дня шли люди. По приснопоминаемому Владыке служились панихиды и литии. Так происходит уже много лет: несмотря на то, что епископ Вениамин пока еще не прославлен в лике святых, он остается самым почитаемым подвижником Православия в нашей епархии
Просто не согласны забыть
Саратовские крестоносицы: имена на плитах
Прихожане Казанского храма в Петровске, откликнувшись на наши публикации, сообщили о дальнейшей судьбе монахини Ксении (в миру Ксении Петровны Орловой, иноческое имя предположительно также Ксения), о репрессиях в отношении которой мы писали. В 1931 году Коллегией ОГПУ по Саратовской области она в числе 25 бывших насельниц монастыря была осуждена за антисоветскую агитацию к трем годам высылки. Отбыв наказание, вернулась в Саратов, работала в прачечной. Второй раз была вновь арестована вместе с игуменией Антонией (Заборской) и другими сестрами и 16 июня 1942 года приговором Саратовского областного суда осуждена к лишению свободы на 10 лет с последующим поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего лично принадлежащего имущества.
Дальнейшая судьба сестры Ксении (Орловой) складывалась следующим образом. Спустя три года после приговора с июня 1945 года она стала служить алтарницей (следить за порядком в алтаре) в Казанском храме Петровска. Обстоятельства ее освобождения, к сожалению, нам не известны. Храм, закрытый советской властью, в котором размещался военный склад, был возвращен петровским христианам в 1944 году.
Возвратить из плена забвения
«Каждый год на нашем Воскресенском кладбище мы теряем сотни, если не тысячи могил — их становится невозможно идентифицировать,— рассказывает руководитель молодежного отдела Саратовской епархии, настоятель храма Страстей Господних г. Саратова священник Кирилл Петрович.— Разрушаются надгробия, стираются надписи — и захоронение уже неузнаваемо»
Время уничтожает не только памятники, но вместе с ними и саму память о людях, здесь упокоившихся. Поэтому название — «Имя твое через века» — для волонтерского проекта по изучению и приведению в порядок старейшего некрополя Саратовской области — Воскресенского кладбища — было выбрано не случайно. Добровольцы не только проведут поэтапную очистку территории кладбища от деревьев и мусора и создадут единый реестр сохранившихся памятников, но и вернут обществу забытые имена людей, оставивших свой след в истории нашего края. В этом году проект получил поддержку Фонда президентских грантов.
Они с нами рядом
«На протяжении семи лет, занимаясь поиском сведений о своих предках, я часто слышал: зачем тебе это надо? Трудно ответить на этот вопрос. Скорее всего, я занимаюсь этим потому, что только пока человек помнит свои корни, своих родных и близких, родителей, которые дали ему жизнь, он может правильно осознавать свое место в той цепочке поколений, которая была до него и будет после». Так начинается рассказ о подвижнике XX века, нашем земляке, иерее Георгии Новохатском, жизнеописание которого по крупицам архивных сведений восстановил его внук Михаил Новохатский. Отец Георгий принял сан в безбожные годы, когда само исповедание веры могло стать причиной жестоких гонений, и прошел трудный, наполненный скорбями жизненный путь. Предлагаемое вниманию читателей биографическое исследование — благодарная память о священнике его потомков.
Список могил: показываем 28 памятников Воскресенского кладбища, о которых стоит знать (интерактивная карта)
Воскресенское кладбище Саратова окончательно закрыли более 40 лет назад. Всем известно, что здесь находится могила Николая Чернышевского (является объектом культурного наследия федерального значения), а также академика Николая Вавилова (точное место захоронения неизвестно). Многие знают про обелиск на братской могиле, где похоронены воины, умершие от ран в госпиталях Саратова в годы Великой Отечественной войны. Но далеко не всем известно, что на Воскресенском кладбище есть множество памятников, которые являются объектами культурного наследия регионального и федерального значения. Мы нашли их.
Загадка внучки Суворова
Загадка внучки Суворова Воскресенское кладбище — не только уникальный исторический объект Саратова, но и место тайн и легенд, покрытых мраком времени. Так, на старом кладбище, недалеко от могилы Николая Чернышевского, есть очень интересное захоронение, сведения о котором, если верить надписи на табличке, могут претендовать на опубликование в Книге рекордов Гиннеса. Если точнее, интересующих нас табличек здесь две, обе они, судя по всему, относятся к одному покоящемуся здесь человеку, но информация на них несколько расходится. Итак, на одной табличке указано: “Агафья Суворова, 140 лет”. На второй: “Игумения Агафия. Внучка великого русского полководца А.В. Суворова. р. 1810 г. ум. 5.08.1956 г. 146 лет”. Возникают два главных вопроса: насколько реален возраст саратовской долгожительницы и какое отношение она имеет к полководцу Александру Суворову?
Храм Воскресения в месте упокоения
На страницах нашего журнала мы продолжаем рассказывать о возрождающихся храмах Саратовской митрополии. В их числе — храм в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище Саратова.
Первое богослужение в возрожденном храме в честь Воскресения Христова на старом Воскресенском кладбище совершилось вечером 30 декабря 2017 года — в день памяти святого священномученика Петра Покровского, служившего в старой Воскресенской церкви, в той, которая стояла на месте нынешнего мемориала Николая Чернышевского и была разрушена в 1930 году. Нет, никто специально так не спланировал. Чудесное и вряд ли случайное совпадение…
Некрополь или джунгли?
Следовательно, выход из ситуации только один: ждать, пока над Саратовом не пройдет «золотой дождь» и не позволит городу на свои средства провести рекультивацию некрополя с сохранением всех имеющихся могил.
Майские выходные, начавшиеся в этом году с Пасхи и закончившиеся Радоницей, по традиции стали периодом особенно массового посещения саратовцами городских мест вечного упокоения. Как обычно, по случаю Дня Победы состоялись торжественные мероприятия у Братской могилы на Воскресенском кладбище. К сожалению, состояние этого уникального городского некрополя удручающее. И несмотря на обращения многих саратовцев, ситуация никак не меняется: кладбище превратилось в непролазные джунгли, через узкие тропы которых горожане в буквальном смысле продираются, лишь по памяти находя дорогу к захоронениям предков.
Вера — не легковерие
— Скажите, а где здесь внучка Суворова?
— Вон там. Видите — люди толпятся…
Действительно, многих из тех, кто приехал на Воскресенское кладбище в день празднования Собора Саратовских святых, когда два архиерея совершали панихиду по жертвам великих гонений ХХ века, привлекла старая могила с новенькой, совсем недавно кем-то повешенной табличкой, извещающей о том, что в могиле покоится «засвидетельствованный Богом светоч веры — схиигуменья Агафья (Агрипина (именно так — через одно «п».— Авт.) Ильинична Суворова, 1810–1956), внучка великого русского полководца Александра Васильевича Суворова».
На свет Рождественской звезды
Есть что-то символичное в том, что один из последних построенных в Саратове накануне революции храмов был посвящен именно Рождеству Христову. В этом — словно какое-то обещание… После десятилетий поругания, разрухи и духовного опустошения, на этом месте вновь затеплился огонек надежды, веры, усердия и созидания — как когда-то в темной и холодной пещере под Рождественской звездой.
Клирик храма Рождества Христова иерей Максим Плякин рассказывает об истории храма:
— Он строился в те годы, о которых у нас почти не сохранилось официальных архивных данных. Последняя опись саратовских храмов проводилась в 1912 году — а этот храм был построен позже. Первые упоминания о необходимости строительства церкви для железнодорожников относятся к 1896 году, в 1898 году начался сбор пожертвований. Очень длительные бюрократические проволочки с отводом земли привели к тому, что разрешение на возведение храма было получено лишь в 1909 году, и он оказался одним из последних — если не последним — саратовским храмом, полностью законченным до октябрьского переворота.
На Воскресенском кладбище погребены…»
Один из очевидцев первых послереволюционных лет оставил нам описание оврага около Монастырской слободки — жилого района между Спасо-Преображенским мужским монастырем и кладбищем: «В Саратове за городом есть страшный овраг — здесь расстреливают людей… К этому оврагу, как только стает снег, опасливо озираясь, идут группами и в одиночку родственники и знакомые погибших. Вначале за паломничества там же арестовывали, но приходивших было так много… и, несмотря на аресты, они все-таки шли.
Батюшка с Воскресенского кладбища
Главным средством атеистической пропаганды Советского государства в 30-е годы прошлого века были, как известно, аресты, ссылки и расстрелы христиан, закрытие и разрушение храмов. Безместные священники, лишенные своих престолов, продолжали тайно совершать богослужение, духовно поддерживать свою паству. Несмотря на риск доносительства, совершал панихиды на Воскресенском кладбище Саратова и священник Николай Бакурский. По словам казначея Духосошественского собора, в котором он числился заштатным: «Верующий народ часто ждал на могилах Бакурского, когда он придет служить панихиды, т.к. Бакурский пользовался доверием больше, чем другие священники». Многие подходили к нему за благословением и почитали за прозорливость и дар духовного рассуждения. Священник Николай Александрович Бакурский был арестован 11 октября 1936 года Управлением Государственной Безопасности НКВД по Саратовскому краю.
Под сенью креста
Автор статьи, которую мы представляем вниманию читателей,— историк Сергей Бондарь, сотрудничающий с действующим в Саратовской епархии Церковно-историческим обществом имени Епископа Иакова (Вечеркова). Он тщательно изучает историю Воскресенского кладбища и может многое рассказать о тех людях, что покоятся здесь. Сегодня мы публикуем выдержки из его исследования, посвященные описанию могил некоторых священников Саратовской епархии, а также людей, связанных с Церковью своей общественной деятельностью.
Часть 1
Воскресенское кладбище появилось в 1836 году — пришло на смену старому Ильинскому погосту. Долгое время, почти до самой революции, оно находилось за чертой города. Землю под него пожертвовал саратовский мещанин Алексей Пичугин, поэтому сначала кладбище носило название «Пичугино» или «Пичугинское». Позднее, после строительства тем же Пичугиным Воскресенского храма в 1844 году, его стали называть так, как сейчас, хотя многие по-прежнему именовали его Пичугинским. В советское время название «Воскресенское» окончательно утвердилось, однако на заборе одного из домов, стоящих у кладбища, до сих пор написано: «Пичугин проезд».